19.09.2020

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

By

Содержание статьи:

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать
Современные катализаторыОсновой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй – удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Что такое автомобильный катализатор и зачем его вырезают

Катализатор – это узел любого современного автомобиля, являющийся частью выхлопной системы, отвечающий за снижение токсичности выхлопных газов, вырабатываемых двигателем, за счет ускорения химических реакций сжигания угарного газа (CO) и других соединений углеводородов. Так же, из-за сущности выполняемой работы, его часто называют нейтрализатором.

Обратите внимание – он отвечает именно за снижение количества вредных примесей, а не полное их удаление.

Автомобильный катализатор является отличным устройством для улучшения экологических показателей автомобиля, однако, иногда он может навредить как двигателю, так и машине в целом. В этой статье мы разберем все аспекты касательно нейтрализатора, и вы сможете решить для себя вопросы: нужно ли вам его удалять, отремонтировать или заменить, и какие возможные последствия вас ожидают после данных процедур.

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Оригинал или аналог

Оригинальный катализатор – довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.

При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.

Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!

Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.

Съём/Установка катализатора

Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.

Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.

Что ценного в устройстве

К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.

Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.

Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.

В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.

Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.

Виды катализаторов

По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.

  1. В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
  2. Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.

Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.

Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.

Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.

Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.

Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.

Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.

Причины и признаки неисправности

Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.

Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.

При этом катализатор способен нанести страшный ответный удар двигателю. Его близкое расположение к зоне выпускных клапанов привело к опаснейшему эффекту – раскрошенная керамика может попадать в цилиндры.

Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.

Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.

Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.

Как проверить

Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.

Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.

Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.

Зачем вырезают катализатор на автомобиле

Подобное удаление имеет негативные последствия в виде увеличения загрязнения окружающей среды.

Выполняется оно обычно по двум причинам – экономии на покупке новой детали, взамен пришедшей в негодность (изделие дорогое по описанным выше причинам) и мощностного тюнинга автомобиля.

Снижение сопротивления на выхлопе позволит мотору раскручиваться более уверенно. К тому не секрет, что экологичность и экономичность пока не могут существовать одновременно. На обслуживание хорошего катализатора требуется значительное количество дополнительного топлива, не несущего полезной нагрузки.

Экологический класс

Так как со временем вводятся новые нормы экологической безопасности (классификация «Евро»), катализаторы могут различаться по своей эффективности в плане очистки выхлопных газов от вредных веществ. Зависит это не только от вещества-катализатора, но и от его концентрации. Очевидно, что чем класс выше, тем дороже нейтрализатор.

Скачать инфографику сравнения количества выбросов и стандартов ЕВРО в формате PDF

Рассчитайте примерную массу выхлопных газов, вырабатываемых вашим автомобилем за 100 км пробега. Примечание: в расчетах приняты идеальные условия и температура +22 градуса Цельсия, поэтому расчетные данные от фактических могут немного отличаться.

Материал изготовления сот

Так же немаловажный аспект – из чего сделаны соты. Керамические соты намного дешевле металлических, но имеют огромный недостаток – хрупкость (читай – не шибко то они предназначены для наших условий эксплуатации).

Количество каталитических блоков

Изначально катализаторы имели лишь 2 блока очищения. Очевидно, что для каждого элемента нужен свой нейтрализатор. Поэтому, позже появились системы с тремя (трехсоставные) блоками катализаторов, каждый из которых выжигает определенную группу веществ. Последний тип нейтрализаторов более эффективен, но и стоит он намного дороже.

Спортивные

Особенностью таких нейтрализаторов является особая конструкция впуска и выпуска выхлопных газов из блока, конструкция и спецификация сот (прямоток), что позволяет не только не снижать производительность мотора, но даже и повышать ее.

Среди других особенностей таких катализаторов можно выделить повышенный ресурс, прочность, а самое главное – универсальность.

Универсальные

Катализаторы бывают оригинальные и универсальные. Однако, не удивляйтесь, если вы будете сравнивать оригинальный и универсальный продукт для своей машины и не найдете отличий (за исключением шильдиков, каталожных номеров и так далее).

Тут ситуация такая же, как и с любыми запчастями на автомобильном рынке. Многие компании, производящие автомобильные катализаторы, работают на 2 направления – промышленное производство и производство для розничной продажи.

Конечно, есть и сторонние производители (пример для России – Экомаш-КН), которые выпускают универсальные катализаторы, но их продукция так же проходит стандартизацию по экологическому классу. Вопрос остается только в возможности применения детали на конкретный автомобиль. Именно поэтому новый катализатор следует выбирать исходя из марки вашего автомобиля (будь то ВАЗ, Мазда, Ниссан, Тойота и так далее) и модели двигателя.

Дизельные

Дизельные катализаторы так же относятся к отдельной группе. Причина этому – иной способ очистки выхлопных газов. Да что уж там – и содержание химических элементов в выхлопных газах дизельных двигателях иное (в процентном соотношении, конечно же). Они, в свою очередь, так же делятся на 2 типа – обычные, селективные SCR (SINOx), CH-SCR. Различаются они по своей экологичности – обычные имеют максимум Евро-3, а вот селективные уже могут быть Евро-4 и Евро-5.

По назначению

Если использована схема с двумя катализаторами, то в выхлопной системе установлено 2 катализатора в разных местах – одни в трубе, идущей сразу после выхлопного коллектора (предварительный), а второй чуть дальше, зачастую по центру автомобиля (основной), само собой под днищем.

Состав выхлопных газов

Элементы, содержащиеся в выхлопных газах, у бензиновых и дизельных ДВС – одинаковы, однако пропорции их – разные.

Основные элементы – это угарный газ (CO), углекислый газ (CO2), различные оксиды азота (NOx), азот (N2), кислород (O2), углеводороды (CnHm), Альдегиды (R-CHO), вода (H2O), бензпирен (C20H12) и сажу.

Если азоты, вода, кислород, и даже углекислый газ (CO2) – довольно безопасны, то угарный газ (CO), оксиды азота, углеводороды и альдегиды являются токсичными, а сажа и бензпирен – даже канцерогенными и наносят непоправимый вред как экологии, так и человеку. Последний и вовсе не выводится из организма. Ознакомиться с процентным содержанием всех элементов в выхлопных газах вы сможете с помощью таблицы, расположенной ниже.

ЭлементБензиновые ДВСДизельные ДВС

Азот (N2), % от отъема7266
Кислород (O2), % от объема0.3 – 82.0 – 18
Пары воды (H2O), % от объема3.0 – 5.50.5 – 4.0
Углекислый газ (CO2), % от объема0 – 161 – 10
Оксид углерода (CO), % от объема0.1 – 50.01 – 0.5
Углеводороды (CnHm), % от объема0.2 – 30.09 – 0.5
Альдегиды (R-CHO), % от объема0 – 0.20.001 – 0.009
Сажа, г/м30 – 0.40.1 – 1.1
Бензпирен-3,4, г/м310 – 20 *10^-610*10^-6

Все эти элементы образуют смог (в основном углеводороды, в том числе и сажа), которые стали серьезной проблемой густонаселенных городов.

Начиная с 1988 года в большинстве стран Европы был введен экологический стандарт ЕВРО (первым был Евро-0), который обязывает автопроизводитель выпускать автомобили, соответствующие экологическим нормам. Забавный факт – в Евро-0 не было стандарта для дизельных двигателей, а появился он только в Евро-1.

Стандарты ЕВРО для бензиновых ДВС

КлассУгарный газ (CO), % от объемаУглеводород (CnHm), % от объемаЛетучие органические вещеста (NMHC), % от объемаОксид азота (NOx), % от объемаHC+NOx, % от объемаВзвешенные частицы, PM

Евро-12.72 (3.16)XXX0.97 (1.13)X
Евро-22.20XXX0.50X
Евро-32.300.20X0.15XX
Евро-41.000.10X0.08XX
Евро-51.000.100.0680.06X0.005
Евро-61.00.100.0680.06X0.005
Евро-6D temp1.00.100.0680.06X0.0045

Стандарты ЕВРО для дизельных ДВС

КлассУгарный газ (CO), % от объемаУглеводород (CnHm), % от объемаЛетучие органические вещеста (NMHC), % от объемаОксид азота (NOx), % от объемаHC+NOx, % от объемаВзвешенные частицы, PM

Евро-12.72 (3.16)XXX0.97 (1.13)0.14 (0.18)
Евро-21.00XXX0.700.08
Евро-30.64XX0.500.560.05
Евро-40.50XX0.250.300.025
Евро-50.50XX0.180.230.005
Евро-60.50XX0.080.170.005

Где находится катализатор

Катализатор устанавливается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в выхлопной системе автомобиля и нигде более. Некоторые автолюбители думают, что он находится где-то под капотом, весь такой таинственный и скрытый за пластиковой коробочкой, но нет.

Если точнее – катализатор располагается сразу за пауком, подсоединенным к выпускному коллектору. Дело в том, что важным условием для протекания химической реакции является высокая температура (нормальной считает температура 350-650 градусов Цельсия, но в некоторых системах она может быть гораздо больше).

В зависимости от особенностей конструкции и архитектуры подкапотного пространства, нейтрализатор может быть размещен под защитным кожухом выпускного коллектора (так называемые встроенные катализаторы), но чаще всего его можно встретить за двигателем, в нижней части, или под днищем машины.

Конструкция

Внешний вид и устройство катализаторов может различаться в зависимости от производителя, конструкторских особенностей и ряда других причин (вплоть до экономической выгоды), но типовой автомобильный каталитический нейтрализатор в своей конструкции имеет следующие составные части:

  • Корпус (стальной, реже – чугунный);
  • Термическая прокладка или изолятор (позволяет поддерживать температуру, необходимую для протекания реакции);
  • Соты (керамические или металлические) или картридж;
  • Датчик (лямбда-зонд).

На фото вы можете ознакомиться с конструкцией нейтрализатора в разрезе.

Соты в металлическом кожухе так же часто называют картриджем катализатора.

В свою очередь соты тоже являются составным элементом из прослойки и катализатора. Прослойкой является сам материал, из которого изготовлены соты, а катализатором – активное вещество, которое и запускает каталитическую реакцию.

В зависимости от вида катализатора, в одном таком блоке может находиться до трех различных видов картриджей – сот, покрытых различными металлами(так называемые трехсоставные катализаторы, об этом в разделе «виды катализаторов»).

Катализаторы для спортивных автомобилей (спорткат) так же могут иметь иную конструкцию, но составные части остаются те же. Зачастую, такие нейтрализаторы можно встретить на моторах с турбонаддувом – они имеют меньший гораздо меньший размер, чем гражданские версии.

Так же, на некоторые современные автомобили устанавливаются каталитические система с опцией продувки катализатора. Если честно – от нее больше проблем, нежели пользы. Про нее мы подробно расписали в блоке «Признаки неисправности катализатора».

Современные катализаторы имеют одно серьезное отличие от тех, что были в начале эры борьбы за экологию – форма корпуса и внутренняя архитектура узла. Благодаря исследованиям (например – исследование об эффективности преобразования ) было выяснено, что особая форма с увеличением общего диаметра корпуса способствует более эффективному протеканию процесса преобразования вредных веществ, а так же влияет в лучшую сторону на общую производительность двигателя.

Состав

Основным составным компонентом любого нейтрализатора будет являться не корпус, и даже не соты и их материал, а химический элемент, запускающий реакцию. Поэтому, в состав автомобильного катализатора могут входить следующие химические элементы:

  • Платина;
  • Родий;
  • Палладий;
  • Золото.

Занимательный факт – в последнее время производители автомобильных каталитических нейтрализаторов все чаще используют золото. Причина – оно дешевле, как бы странно это не звучало.

В зависимости от типа материала, использованного для создания сот, вес катализаторов может отличаться друг от друга, в том числе и масса драгоценных металлов, содержащихся в них. Ниже представлена таблица, где указаны массы некоторых катализаторов, широко используемых в наши дни. Если вы не нашли свой – пишите вопросы в комментариях.

Вес катализаторов в некоторых автомобилях

Марка автомобиляМатериал изготовления сотГабариты (ДxШ), ммВес катализатора, грамм

AudiКерамика125×125/129890
AudiКерамика115×1501370
AudiКерамика150×1551300
AudiКерамика170×1551100
FordКерамика170×901320
FordКерамика170×1451120
FordКерамика130×1251050
FordКерамика120×65820
BMWКерамика110×115650
BMWКерамика170×1151650
BMWМеталл110×1402000
HyundaiКерамика110×951400
HyundaiКерамика125×50730
HyundaiМеталл125×701200
HyundaiМеталл110×801350
BMWМеталл150×1401800
KIAКерамика150×951250
KIA Rio (дорест)Керамика890
KIA Rio (рест)Керамика460
KIA CeratoКерамика670

Разрушение

Этому типу износа особенно подвержены керамические катализаторы, из-за своей хрупкости. Даже из-за незначительного попадания камушка по корпусу (не говоря уж о более серьезных нагрузках) катализатора, соты могут развалиться. Это может произойти даже со сталью – никто не отменял физику и такие явления, как ослабление и деградация металла. В итоге – пропускная способность существенно снизится, так как каналы будут забиты керамической крошкой и пылью.

Более того, эта пыль может попасть в двигатель, осесть в масло и разнестись по всей системе. Такое развитие событий приведет к тому, что двигатель не будет подлежать даже капитальному ремонту.

Выплавление и выгорание

Такому типу износа больше всего подвержены металлические катализаторы. Хотя металлические соты, как и сама система, рассчитаны для работы при высоких температурах, никто не отменял все того же ослабления металлических свойств материала сот. Зачастую, соты оплавляются со стороны входного отверстия (из-за большой температуры ВГ), закупоривая каналы, что снижает производительность узла.

Образование нагара

Казалось бы, что это проблема уже была описана выше, но нет. Из-за того, что вместе с выхлопными газами в выхлопную трубу попадают газы из картера, содержащие частички масла, либо копоть из цилиндров (в результате неисправности маслосъемных колец), на стенках сот образуется нагар и копоть. Причиной этого может быть несвоевременная замена моторного масла и масляного фильтра.

При чем, эта неисправность куда опаснее в виду того, что накапливается со временем и диагностировать ее немного сложнее.

Появление инородных частиц

Этот вид неисправности встречается крайне редко, но даже если и встречается, то в виде металлической стружки. Единственным натуральным источником этой стружки может быть расслоение труб выхлопной системы.

Однако, есть еще одна причина, более интересная. Существует один из способов «ремонта» катализаторов, которые разваливаются – набить металлической стружкой. В днище корпуса катализатора вырезается отверстие формой «П», оттуда выбивается весь нагар, грязь, шлам, все что обвалилось и во все свободное пространство набивается металлическая стружка.

Визуальный осмотр

Тут все просто – загоняем автомобиль на яму и осматриваем корпус узла. Если все в порядке, нет вмятин или каких-то других дефектов – теорию о разрушении сот частично можно исключить.

Температурный тест

Если у двигателя пропала тяга и вы грешите на катализатор – нужно провести этот тест в первую очередь. Для него вам понадобится: пирометр электронный.

  1. Заведите автомобиль и прогрейте до рабочей температуры
  2. Найдите переднюю часть корпуса коллектора – там, где происходит впуск выхлопных газов из двигателя.
  3. Произведите замер температуры, запишите значение. Если показания скачут – попытайтесь произвести более точные замеры или дайте автомобилю поработать еще какое-то время.
  4. Теперь вам надо замерить температуру корпуса в той же плоскости, но с обратной стороны корпуса – там, где происходит выпуск уже очищенных выхлопных газов. Замер производить максимально близко к месту соединения выхлопной системы с корпусом катализатора.

Разница температур в диапазоне 30-100 градусов считается нормальной – внутри корпуса происходит реакция, газ очищается и распадается на элементы. Если на выходе вы получите ту же значение, или значительно ниже, то это значит, что катализатор не работает.

Посторонние шумы

Необходимо провести тест на разрушение сот, для этого вам понадобятся ваши уши и чуткость, но при желании можно использовать стетоскоп. Желательно поставить машину на яму – так будет проще.

Заведите машину, прогрейте как следует и попросите напарника погазовать, в то же время находитесь рядом с корпусом нейтрализатора и внимательно слушайте. Посторонние звуки, особенно дребезг, могут быть явным сигналом того, что соты внутри разрушились. Однако, не забудьте исключить возможность трения и звона самой выхлопной системы и ее составляющих.

В обход

Если вы заметили потерю тяги – можно попробовать ослабить болты, соединяющие трубу, выходящую из выпускного коллектора, с трубой катализатора. На фланцевом соединении достаточно ослабить 2 болта – этого хватит для того, чтобы выхлопные газы выходил в обход.

Сделайте небольшой тест драйв и сравните приемистость двигателя. Если он стал работать лучше – проблема в нейтрализаторе.

Как аналог, можно откручивать не болты фланцевого соединения, а выкрутить первичный датчик кислорода (лямбда-зонд), который находится перед катализатором, но тогда, скорее всего, повыскакивают ошибки и возможна нестабильная работа двигателя.

Проверка давления

Один из самых точных способов тестирования, но для него вам понадобится манометр с переходником (подойдет обычная резиновая трубка) и напарник. Откручиваем первичный лямбда-зонд и монтируем в его место манометр. Очень важно, чтобы соединение получилось герметичным, иначе достоверных данных нам не получить.

Заводим двигатель (если необходимо – прогреваем до рабочей температуры) одним нажатием педали акселератора разгоняем двигатель до 3000 оборотов в минуту (это надо сделать быстро, максимум за 2 секунды), и удерживаем в этом режиме работы около 15-20 секунд.

В это время кто-то должен снимать показания манометра. Сверьтесь с данными, указанными в таблице ниже. Для удобства, можете скачать PDF-файл этой таблицы или же просто добавить нас в закладки/поделиться записью в соц.сетях.

Давление, кг/см2Давление, psiДавление, БарЗначение

0,34,2670,294Нормальное давление, катализатор исправен
0,354,9780,343Нормальное давление для двигателей с незначительной доработкой. Возможно незначительное количество отложений на стенках сот
0,57,1110,490Катализатор неисправен

Пример проведения этой процедуры в одного:

Замена, удаление или ремонт

Если все же выяснилось, что причина проблем с двигателем в нейтрализаторе – у вас есть 3 пути:

  1. Замена
  2. Ремонт
  3. Удаление

Если вы решили заменить катализатор, то у вас так же есть несколько вариантов:

  • Установка оригинального катализатора
  • Установка универсального катализатора
  • Установка пламегасителя

Ремонт – дело интересное и довольно трудозатратное, но с нашей помощью вы сможете его осуществить. И, наконец, удаление – довольно просто, но придется выбирать между установкой прямотока или пламегасителя.

Замена катализатора

Если вы все же решили оставить этот узел выхлопной системы, то перед вами стоит выбор – покупать оригинал, универсальный аналог и картридж.

Если покупаете оригинал – все просто, тем более на некоторые машины он идет уже в сборе с выхлопным коллектором или другим узлом выхлопной системы. Отсюда – крайне высокая цена. На Toyota Prius такой узел обойдется в 150 тысяч рублей, на Volkswagen Polo – 10 тысяч, а вот на Ford Focus 2 всего 10 тысяч рублей. Зато работ минимум – вырезать или демонтировать участок катализатора, установить новый.

С универсальным аналогом все немного сложней – зачастую, они имеют отличную от оригинала конфигурацию корпусу, а это значит, что и конфигурацию выхлопной системы придется подстраивать – чтобы нигде ничего не терло, не цеплялось. Это очень важно, так как излишние нагрузки, в том числе механические, сильно снижают ресурс этого узла.

Замена картриджа катализатора – пожалуй, самый простой и дешевый вариант (если речь идет про замену, а не удаление). Вы покупаете любой картридж, соответствующий спецификации корпуса катализатора (самые главные параметры – размеры и пропускная способность, зависящая от диаметра сот), вскрываете корпус, достаете из него старый картридж и вставляете новый, после чего инсталлируете этот узел выхлопной системы на свое родное место.

Ремонт катализатора

Ремонт такого узла – дело сомнительное и есть большая вероятность того, что его не удастся осуществить. Под ремонтом подразумевается удаление дефектного участка катализатора и установка либо короткой секции, либо набивка каким-то материалом. То есть, вскрывается корпус, осматривается катализатор и принимается решение, какую часть нужно удалять. После этого катализатор режется на две части, которые устанавливаются в переднюю и заднюю часть узла, а середина наполняется набивкой.

Обычно, в качестве набивки выступает металлическая стружка. Однако, за счет действия высоких температур со временем она выгорает и узел приходит в негодность. Такую схему часто применяют перекупщики автомобилей, либо нечестные конторы, занимающиеся восстановлением каталитических систем.

Существуют специальные средства, с помощью которых можно сделать промывку катализатора, а также его очистку, даже без разборки узла (например – Liqui Moly Catalytic-System Clean или Hi-Gear HG3270). Это очень сомнительное решение, ведь максимум, что вы сможете сделать – убрать нагар и немного пыли, раскупорить соты не удастся. А если уж вы решились на эту процедуру с разбором катализатора – не проще ли его сразу заменить на новый, удалить или вовсе поставить пламегаситель? В любом случае, установка катализатора должна производиться в обратном порядке и обязательно контролировать качество сварных швов. Если после запуска на холодную из-под них не появилось газов – все в порядке.

Единственное, что можно ими почистить – это датчки кислорода (лямбда-зонд).

 

 

Источники:

 – https://autoread.ru/soveti/chto-takoe-katalizator-i-zachem-ego-vyrezayut.html
 – https://zen.yandex.ru/media/id/5dd24ffcf2583c491d72fcd9/katalizator-v-avtomobile-zachem-on-nujen-i-chto-   budet-esli-ego-ubrat-5ef20d4ead14bd7257108e59
 – https://AutoVogdenie.ru/chto-takoe-katalizator-v-avtomobile.html